Рисунок пейзажа мастер класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Загрузить презентацию (13,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о пейзаже как о таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками;
  • Развивающие: развивать творческое воображение, технику работы кистью;
  • Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история).

Оборудование: компьютерная презентация “Пейзаж – настроение. Природа и художник”. Гуашь, кисти, акварельная бумага А3, баночки, палитра. Словарь настроений.

Словарь: пейзаж, колорит.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Работа над новым материалом.

Слайд 1.

1. Введение в тему урока.

Слайд 2.

Учитель: Послушайте стихотворение. Какая картина природы, навеянная этими строками, возникла в вашем воображении?

Остались в прошлом дни пурги и стужи,
Вступает март в законные права.
И вот я жду, когда подсохнут лужи
И народится первая трава.
Тогда я – в лес, прозрачный, затаённый,
Расцвеченный лишь охрою сосны,
И пеньем птиц ещё не пробуждённый
Для суматохи молодой весны.
(Наталия Разгон)

Учитель: Какую картину вы себе представили?

Какие цвета, краски вы бы взяли, чтобы нарисовать картину? К какому жанру живописи относится картина? (Приложение 1)

2. Сообщение о пейзаже.

Учитель: Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-то сцены.

Слайд 3.

И только в XVII веке появились пейзажи - картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть “маленькие голландцы”.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы.

Слайд 4.

Вспомним картину пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на картину, и, кажется, что она наполнена их криком.

3. Иллюстративный рассказ.

Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имени художника И. Левитана, блестящего мастера пейзажа. Видели его картины? Сможете назвать?

Исаака Левитана называют певцом русской природы. Как вы думаете, почему?

Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.

Слайд 5.

“Март” – один из лучших пейзажей художника.

Скажите, какое настроение пробуждает в вас рисунок пейзажа мастер класс это произведение?

(Морозно! Солнце ярко светит, даже слепит глаза. Снег тает. Небо весеннее, высокое. Белоствольные берёзки радуются весне. Радостно!)

Цветовая гамма звучная, выразительная, как гимн весне, обновлению природы. Живописец сумел передать впечатление первого по – настоящему весеннего дня, который складывается из звона капели, слепящих лучей солнца, необыкновенно голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.

Скажите, как художнику удается создать настроение, передать чувства?

Слайд 6 (скрытый, знакомство с понятием)

Колорит - богатство и согласованность цветов. Важнейший компонент художественного образа. Колорит одно из средств художественной выразительности в живописи. Он помогает передать художнику настроение: грустное, тревожное, спокойное, радостное, веселое... Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным. Чувство колорита очень ценный дар.

Слайд 5.

Почему мы смотрим на картину? Что нас привлекает, завораживает, заставляет любоваться?

Чувства и настроение художника, которые создал и передал нам художник через богатство и согласованность цветов.

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Она повсюду разлита...
Она везде, где красота.
(И.А. Бунин.)

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Художник Исаак Ильич Левитан был непревзойденным мастером создания именно такого пейзажа.

4. Беседа по картинам.

Учитель. В какой картине И.Левитана изображен следующий сюжет?

По колено застыли в воде,
Как неловкие сестры-подростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти березки.

Слайд 7.

Какое настроение пробуждает в вас эта картина? Какие цвета создают радостное настроение?

В Тверском озерном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив, который превратился в картину “Весна. Большая вода”. Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство просветленной радости, оживления, всё наполнено жизнью. Это одно из самых музыкальных творений Левитана. Послушайте несколько аккордов. Какое единение живописи и музыки! Тончайшая гармония мягких цветовых отношений - неба, земли, воды, деревьев - рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало прозрачной легкой мелодии, заполняющей пространство картины.

- Давайте расскажем о настроении следующих пейзажей (Учащимся предлагается воспользоваться Приложением 2):

Слайд 8. Виктор Грицына “Восход солнца”.

Художник любуется восходом весеннего солнца. Светотеневой контраст позволяет создать красоту утренней природы, которая так прекрасна в лучах восходящего солнца.

Слайд 9. Роман Романов “Солнечный день”.

Тепло исходит от картины. Деревья словно пригрелись под лучами солнышка. Цветовая гамма теплая, скромная.

Слайд 10. Илья Остроухов “Первая зелень”.

В картине есть четкое ощущение тихого, но холодного весеннего утра, когда и вода, и деревья, и трава, и даже воздух застыли в ожидании первых лучей солнца. А солнце близко – оно уже зажигается и на дрожащих от утренней свежести листочках, и в траве, и на воде. Явные признаки ранней весны на картине – это островки темной земли, с которой, как будто бы только что сошел снег, в сочетании с яркой и сочной зеленью молодой травы, которая уже начала отвоевывать свое законное пространство.

Как истинный художник, Остроухов показывает все многообразие и буйство зеленого цвета. Вдалеке, темными пятнами проглядывают вечнозеленые подмосковные ели, а на их фоне светится зеленым огоньком молодая листва берез. Тонкие деревца на переднем плане только выпустили свои первые листочки, а деревья на другом берегу реки отражаются в ней еще по-зимнему строгими силуэтами. И только гнезда на голых ветках говорят о том, что прилетели птицы и для них весна уже началась. В зеленой траве есть и свежесть первой зелени, и желтые воспоминания о прошедшей осени, и голубые отблески то ли еще не растаявшего после холодной ночи инея, то ли первых весенних цветов.

Картина удивительна, в ней много воздуха, которым хочется дышать, и чем дольше смотришь на картину, тем больше ощущаешь его прозрачность и свежесть.

Слайд 11. Исаак Левитан “Цветущие яблони”.

Нарядное праздничное настроение создаётся белым яблоневым цветом.

Слайд 12. Роман Романов “Весенний ветер”.

Ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны.

Слайд 13. Михаил Сатаров “Закат”.

Вечерняя приглушенная цветовая гамма создает спокойное настроение.

III. Практическая часть.

Краски палитры, несмотря на их кажущуюся яркость, не могут передать эффектов природы, если их сознательно не заставить звучать так, чтобы выразить то ощущение, которое живет в сознании художника.

Сегодня на уроке вам предстоит выполнить рисунок весеннего пейзажа. Создать пейзаж – настроение.

“Наконец-то пришла весна! После долгой и снежной зимы приятно выйти во двор и вдохнуть запах теплого ветра, увидеть первых весенних птиц. Не успел сойти последний снег, а сквозь прошлогоднюю траву пробивается молодая зелень. Тоненькие росточки упорно тянутся к солнцу. Вскоре все покроется зеленым ковром. Почки на тополях и березах набухли, в воздухе чувствуется едва уловимый запах клейких листочков. Еще день-два, и деревья покроются нежной зеленью. Вначале это чуть заметный налет, а потом листья начинают расти все смелее и смелее, увеличиваются почти на глазах. Еще мгновение — и деревья оденутся в пышные кроны. Зеленый цвет сменят бледность зимы. Весной по-особенному светит солнце: как-то ослепительно, радостно и празднично. Хочется ходить по улице и улыбаться всем подряд. Не только природа наряжается в яркие краски. Люди тоже скинули с себя теплые шубы и пальто. Вокруг все в красивых и веселых нарядах. Все рады приходу весны!”

Можно приступать к рисованию. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры.

Создание рисунка, как всегда, начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных предметов. Нарисуйте контуры деревьев и других предметов, обязательно проверьте пропорции. Не забывайте о перспективе, ближних и дальних планах. Выразите настроение.

IV. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Ваши работы пленят зрителя своим лиризмом. Ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным. Слайд 14.

Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему,
Глазам и сердцу моему...
(А.Яшин.)

Слайд 15. Спасибо за урок.

Список литературы.

  1. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под редакцией Б.М. Неменского / автор-составитель О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель; 2008.-286с.
  2. Тургенев И.С. “Записки охотника”. Издательство “Художественная литература”, 1984 г.-254 с.
  3. 50 великих русских художников: иллюстрированная энциклопедия / [автор текста Ю.А. Астахов, составитель А.Ю. Астахов]. – М.: Белый город. - 96.: ил.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.artprojekt.ru
  2. http://www.russinculture.ru
  3. http://www.tretyakov.ru



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Пошаговый мастер-класс: как нарисовать город Дневники по мастеру класс

Рисунок пейзажа мастер класс Как нарисовать лодку карандашом поэтапно?
Рисунок пейзажа мастер класс Законы линейной и воздушной перспективы
Рисунок пейзажа мастер класс Мастер-класс Сказочный зимний пейзаж
Рисунок пейзажа мастер класс Николай Ли: Рисунок. Основы учебного
Рисунок пейзажа мастер класс ИЗО 3 класс - ИЗО в начальной школе
Рисунок пейзажа мастер класс 100 лучших вариантов: Как плети браслеты из бисера со схемами
1152 шт Платья от 159 грн bonprix Выкройка берета - уроки кройки и шитья Вышивка голден кайт Интернет магазин рукоделия Овца Рукодельница, все для Ирландское кружево: летние модели Как вязать носки Как связать зимний берет вязание крючком на зиму Мода и стиль Краб из бисера своими руками Мастер-класс плетения гладиолуса из бисера