Лобачевская о.а. плетение из соломки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

лобачевская о.а. плетение из соломки

УО «МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.П. ШАМЯКИНА»

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

для общеобразовательных учреждений

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ

7 класс

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ИВОВОГО ПРУТА

8 класс


МИНСК 2010


Автор-составитель: Коноплич Владимир Арсентьевич, декан факультета технологии, кандидат педагогических наук, доцент Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                   4

 

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ИВОВОГО ПРУТА 5

Пояснительная записка                                                                                              5

Примерный тематический план                                                                        7

Программа                                                                                                        8

Литература                                                                                                       10

 

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ 11

Пояснительная записка                                                                                              11

Примерный тематический план                                                                        13

Программа                                                                                                        13

Литература                                                                                                        14

 


ОБЩАЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целью данных факультативных курсов и для учащихся классов является расширение и углубление общетрудовых и специальных знаний, формирование умений и навыков, полученных ими на занятиях по трудовому обучению.

С учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников при изучении факультативных курсов решаются следующие основные задачи:

— ознакомление учащихся школ с историей и современностью декоративно-прикладного искусства;

— нравственное, эстетическое, экологическое и экономическое воспитание учащихся через культурные ценности, бережное отношение к общественному достоянию и окружающей природе;

— развитие творческих способностей в процессе различных видов художественно-конструкторской и технологической деятельности.

Представленные программы предусматривают развитие знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках трудового обучения. Вместе с тем содержание отдельных программ является базой для последующего профессионального обучения учащихся.

Основное содержание программ составляют практические работы (примерно 70—80 % учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Объём факультативных курсов определяется на местах с учётом желаний учащихся и их родителей, материально-технических возможностей школы, профессионально-педагогического уровня подготовки учителей, а также возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Количество часов и классы, указанные в программах, являются примерными и могут изменяться в зависимости от содержания курсов.

Учитывая индивидуальные особенности развития учащихся, их интересы, местные условия, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведённых на изучение разделов и тем курсов, выбирать в каждом разделе наиболее важный материал, не рассматривать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.

Особое внимание в процессе изучения курсов необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасной работы, санитарно-гигиенических условий труда. Перед изучением каждой новой темы школьников необходимо знакомить с общими требованиями охраны труда, а в процессе занятий объяснять правила безопасности работы при выполнении отдельной технологической операции. Учителя трудового обучения должны обучать школьников безопасным и рациональным приёмам работы, знакомить их с мерами предупреждения травматизма.


ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ИВОВОГО ПРУТА

Пояснительная записка

Одним из древнейших прикладных ремёсел является плетение из ивового прута. Природная красота, прочность, гибкость ивового прута позволяют его использовать для изготовления различных изделий.

Доступностью ивового прута, использовании простых инструментов и приспособлений способствуют развивать это направление декоративно-прикладного искусства в современной общеобразовательной школе и внешкольных учреждениях.

Факультативные занятия по плетению из ивового прута позволяют формировать у учащихся такие качества, как трудолюбие, настойчивость, выносливость, умение организовать свою работу и др. Здесь развиваются эстетический вкус, бережное отношение к природе и продуктам труда человека.

Учебный процесс данного факультативного курса предполагает наличие теоретической и практической частей. В ходе теоретической подготовки преподаватель даёт не только определённые сведения, но и знакомит учащихся с безопасными приёмами выполнения операций.

При изучении теоретических сведений и выполнении практического задания в соответствии с содержанием используются различные формы организации занятий (фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная) с реализацией различных методов и дидактических средств, включая электронные средства обучения.

При организации занятий основной упор необходимо сделать на практические занятия, именно поэтому в программе они специально не выделены и характер изложения теоретических сведений носит практическую направленность. Это обусловлено прежде всего тем, что характер деятельности предполагает освоение его только через практическое овладение его основами. В соответствии с содержанием факультативного курса обращено внимание на формирование навыков бережного отношения к инстурменту и надлежащего ухода за ним.

В соответствии с учебной программой факультативного курса могут быть организованы экскурсии в музеи и на выставки прикладного творчества. В качестве итоговой аттестации могут быть организованы конкурсы и выставки детского прикладного творчества.

Целями такой деятельности являются развитие творческих способностей учащихся и повышение их интереса к декоративно-прикладному искусству.

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ИВОВОГО ПРУТА»

 

Наименование темы

Количество часов

VIII

1

Плетение ивового прута (общие сведения). История промысла в стане и в данной местности

2

2

Заготовка материала

6

3

Подготовка ивового прута к плетению

4

4

Простейшие приемы плетения. Плетение из проволоки в изоляции

4

5

Изделие с неплетёным дном

6

6

Круглый щиток

14

7

Корзина с круглым дном

20

8

Плетение сувениров

12

 

Итого

68

 

 

Раздел I. Плетение из ивового прута (68 ч).

Тема 1.1. Плетение из ивового прута (2 ч) (общие сведения).

Цели и задачи курса. Рабочее место и его организация. Внутренний распорядок, общие правила безопасной работы.

Плетение из ивового прута как одно из древнейших ремёсел. История промысла. Плетёные изделия, которые традиционно изготовливал в данной местности. Виды плетёных изделий. Элементы корзины: дно, боковые стенки, загибка или бордюр, обруч, ручка, стойки и уток. Ивовый прут, комель и вершина.

Краткие сведения о материалах для плетения (ива, рогоз, ситник, стружка, корни хвойных деревьев, береста).

Основной инструмент, применяемый при плетении, его хранение и уход за ним. Основные правила безопасности при работе с ручным инструментом.

 

Тема 1.2. Заготовка материала (6 ч). 

Природные заросли ивы. Вопросы охраны природы. Приёмы рациональной обрезки побегов в природных ивняках.

Заготовка рогоза, ситника, корней хвойных деревьев и бересты. Подготовка их к хранению. Хранение зелёного прута. Сортировка прутьев. Правила безопасной работы.

Практическая работа. Заготовка материала для плетения, сортировка его и хранение.

 

Тема 1.3. Подготовка ивового прута к плетению (4 ч)

Традиционные способы получения ивового прута (белого). Рациональные приёмы получения белого прута. Щемилка и окорение прута с её помощью. Искусственное оживление предварительно заготовленного прута. Сушка окоренного прута, сортировка и хранение. Правила безопасной работы.

Практические работы. Заготовка материала для плетения: заготовка зелёного прута, его окорение, сушка, сортировка и хранение. Искусственное оживление предварительно заготовленного прута.

 

Тема 1.4. Простейшие приёмы плетения. Плетение из проволоки в изоляции (4 ч)

Простое плетение одним прутком по одинарным стойкам: материал, инструмент, приёмы плетения, правила безопасности труда. Простое плетение одним прутком утка по сдвоенным стойкам: приёмы плетения, правила безопасности труда. Приёмы плетения по чётному и нечётному числу стоек. Приёмы плетения прямоугольного щитка. Приёмы стыковки проволоки и прутьев при простом плетении. Приёмы плетения верёвочки в две проволоки и два прута. Приёмы выполнения простейших загибок.

Практические работы. Изготовление изделий с выполнением простейших плетений: одним прутком по одинарным стойкам, одним прутком утка по сдвоенным стойкам, по чётному и нечётному числу стоек, без щитка и с прямоугольным щитком.

Тема 1.5. Изделие с неплетёным дном (6 ч)

Приёмы изготовления изделия с неплетёным дном; изготовление дна из фанеры и других материалов круглой, овальной и прямоугольной формы; материал, инструмент, приёмы изготовления, правила безопасности труда. Приёмы установки стоек и плетения боковых стенок. Изер и уплотнение плетения. Выполнение простейших загибок и упрощённого варианта ручки.

Практические работы. Изготовление простейших изделий с неплетёным дном различных форм и конструкций.

 

Тема 1.6. Круглый щиток (14 ч)

Круглый щиток как исходный элемент корзин различной формы и различного назначения. Круглый щиток как исходный элемент декоративного круга.

Приёмы изготовления круглого щитка. Способы соединения стоек круглого щитка. Приёмы плетения круглого щитка верёвочкой из двух прутьев, стыковка комель к комлю и вершина к вершине, закрепление вершин прутьев при завершении плетения щитка.

Приёмы изготовления верёвочки из трёх прутьев, завершение круглого щитка верёвочкой из трёх прутьев.

Практические работы. Изготовление простейших изделий с неплетёным дном различных форм и конструкций с круглым щитком (используется в качестве крышки). Изготовление декоративного круга на основе круглого щитка.

 

Тема 1.7. Корзина с круглым дном (18 ч)

Технология изготовления корзины с круглым дном: подбор стоек, соответствующих данному круглому щитку, служащему дном корзины; подготовка комлевых концов стоек, введение стоек в дно; выплетание боковых стенок корзины различными видами простого плетения; отбор двух противоположных стоек, которые будут заплетаться в ручку, установка рядом с ними стоек-заместителей; завершение корзины загибкой из трёх или четырёх пар прутьев; выполнение прочной и декоративной ручек.

Практическая работа. Изготовление корзины с круглым дном со всеми элементами различной формы и конструкции.

 

Тема 1.8. Плетение сувениров (12 ч)

Технология изготовления корзин из лент с использованием приёмов ажурного плетения. Технология изготовления изделий по лекалам (шаблонам). Технология изготовления изделий из бересты, древесины в сочетании с ивой. Технология изготовления хлебниц, конфетниц, абажуров и других изделий.

Практические работы. Изготовление корзин из лент с использованием приемов ажурного плетения.

Изготовление различных изделий с использованием различных материалов (береста, древесина, прутья ивы).

Литература

1.     Барадулин, В. А. Сельскому учителю о народных промыслах / В. А. Барадулин. — М., 1979.

2.     Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры / Р. А. Бардина. — М., 1986. — 318 с.

3.     Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы / Н. И. Бардина, Т. Б. Митлянская. — Мн., 1990. — 186 с.

4.     Мейнард, Б. Плетение / Б. Мейнард. — М., 1981.

5.     Миринаускас, К. К. Изготовление плетеных изделий / К. К. Миринаускас. — М., 1982.

6.     Никулин, Ф. М. Плетёные изделия / Ф. М. Никулин [и др.]. — М., 1982.

7.     Никулин, Ф. М. / Плетёные изделия / Ф. М. Никулин. М., 1982.

8.     Приложение к журналу «Юный техник» (ЮТ — для умелых рук), 1978, № 7; 1979, № 7; 1981, № 8.

9.     Таболич, В. А. Ажурная лоза / В. А. Таболич // Сделай сам, 1990. — № 3.

10.  Трапезников,  Ф. Ф. Плетение ивового прута и бересты / Ф. Ф. Трапезников. — М. : Нива России, 1995. — 192 с.

11. Уткин, Н. М. Народные художественные промыслы / Н. М. Уткин, Н. С. Королёва. — М., 1992. — 160 с.

12. Чернышёв, Г. А. Производство плетёных изделий / Г. А. Чернышёв. — М., 1961. — С.

13.  Чернышёв, Г.А. Производство плетёных изделий / Г. А. Чернышёв. —M., 1961. — С.

14.  Шрейтер, Э. Р. Забытое ремесло / Э. Р. Шрейтер // Сельская новь, 1983. — № 4. — С.

15.  Шрейтер, Э. Р. Самодельные плетёнки / Э. Р. Шрейтер // Цветоводство, 1982. — № 3, 4.


ПЛЕТЕНИЕ ИЗ соломки

Пояснительная записка

 

Целью факультативного курса и для учащихся VII класса является расширение и углубление общетрудовых и специальных знаний, формирование умений и навыков, полученных ими на занятиях по трудовому обучению.

С учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников при изучении факультативных курсов решаются следующие основные задачи:

— ознакомление учащихся школ с историей и современностью декоративно-прикладного искусства;

— нравственное, эстетическое, экологическое и экономическое воспитание учащихся через культурные ценности, бережное отношение к общественному достоянию и окружающей природе;

— развитие творческих способностей в процессе различных видов художественно-конструкторской и технологической деятельности.

Представленные программы предусматривают развитие знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках трудового обучения. Вместе с тем содержание отдельных программ является базой для последующего профессионального обучения учащихся.

Основным содержанием программы данного курса являются практические работы (примерно 70—80 % учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.

Объём факультативного курса «Плетение из соломки» определяется с учётом желаний учащихся и их родителей, материально-технических возможностей школы, профессионально-педагогического уровня подготовки учителей, а также возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Количество часов в классе, указанное в программе, является примерным и может изменяться в зависимости от содержания.

Учитывая индивидуальные особенности развития учащихся, их интересы, местные условия, учитель может самостоятельно изменять количество часов, отведённых на изучение разделов и тем курса, выбирать в каждом разделе наиболее важный материал, не рассматривать некоторые вопросы и дополнительно включать другие, не нарушая при этом логику изучения курса в целом.

Особое внимание в процессе изучения курса обращено на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасной работы, санитарно-гигиенических условий труда. Перед изучением каждой новой темы школьников необходимо знакомить с общими требованиями охраны труда, а в процессе занятий объяснять правила безопасности работы при выполнении отдельной технологической операции. Содержание курса предусматривает, что учитель трудового обучения должен обучать школьников безопасным и рациональным приёмам работы, знакомить учащихся с мерами предупреждения травматизма.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПЛЕТЕНИЕ ИЗ СОЛОМКИ»

 

Наименование темы

Количество часов

VII

1

Плетение из соломки (общие сведения)

2

2

Заготовка и подготовка соломки к работе

6

3

Плетение соломенных «пауков»

6

4

Плетение соломенных фигур

10

5

Плетение плоских плетенок

10

 

Итого

34

 

Раздел II. Плетение из соломки (34 ч)

Тема 2.1. Плетение из соломки (2 ч) (общие сведения).

Цели и задачи курса. Плетение из соломки как один из видов декоративно-прикладного искусства. История промысла в стране. Декоративные и утилитарные изделия из соломки. Организация рабочего места. Общие правила безопасной работы. Содержание работы в процессе изучения курса.

Краткие сведения о материалах для плетения из соломки. Инструмент, применяемый для плетения из соломки, его хранение и уход за ним. Основные правила безопасности при работе с ножом и ножницами.

 

Тема 2.2. Заготовка и подготовка соломки к работе (6 ч).

Виды культурных и дикорастущих растений, используемых для плетения. Охрана природы. Заготовка материалов для плетения. Качество соломки. Сезон заготовки соломки. Особенности хранения соломки. Замачивание и запаривание соломки. Особенности отбеливания и крашения соломки. Инструменты и оборудование для заготовки и подготовки соломки к плетению. Правила безопасной работы.

Практические работы. Ознакомление со строением стеблей различных видов культурных и дикорастущих растений, используемых для плетения. Заготовка соломки. Сортировка соломки по длине и толщине. Замачивание и запаривание соломки. Крашение соломки анилиновыми или природными красителями.

 

 

Тема 2.3. Плетение соломенных «пауков» (6 ч).

Выбор вида «паука» (ромбический, пирамидальный). Выбор материалов с учетом вида конструктивных особенностей и размеров изделия. Выбор расходных материалов. Правила безопасной работы.

Практические работы. Нарезание отрезков соломки необходимой длины. Нанизывание отрезков соломки на нитку с использованием иглы. Связывание отрезков соломки в нужных местах в зависимости от вида «паука» (плоский или объёмный). Склеивание углов фигуры. Украшение «пауков» с помощью природных материалов и бумаги.

 

Тема 2.4. Плетение соломенных фигур (10 ч).

Выбор вида соломенной фигуры (кукла, птица, животное). Выбор материала с учётом формы и размеров фигуры. Правила безопасной работы.

Практические работы. Нарезание отрезков соломки нужной длины. Распаривание соломки. Изготовление каркаса изделия. Обозначение особенностей соломенной фигурки с использованием различных материалов.

 

Тема 2.5. Плетение плоских плетенок (10 ч).

Выбор плетёнки из соломки («шахматка», «косичка», «зубчатка»). Выбор материала. Правила безопасной работы.

Практические работы. Нарезание отрезков соломки необходимой длины. Изготовление соломенных лент. Возможное крашение соломки. Плетение соломенных лент в зависимости от вида и конструктивных особенностей.

Литература

1.     Библиотечка газеты «Делаем сами»: «Мастерская на дому» / под. ред Т. Санчук. — Могилёв, 2004, № 2 (6).

2.     Детская энциклопедия «Я познаю мир». — М., АСТ, 2001. —

3.     Ковриго, Л. В. Аппликация соломкой : учеб.-метод. пособие / Л. В. Ковриго. Минск : МГИУУ, 1998. — 10 с.

4.     Кузнецова, Н. М. Возьми простую соломку / Н. М. Кузнецова, О. А. Лобачевская. — Минск : Полымя, 1988. — 142 с.

5.     Лобачевская, О. Плетение из соломки / О. Лобачевская. — М. : Культура и традиции, 2000. —

6.     Лобачевская, О. А. Возьми простую соломку / О. А. Лобачевская, Н. М. Кузнецова. — М., 1988. — 142 с.

7.     Мебель своими руками / сост. — А. С. Лихонин. — Н. Новгород : Времена, 1998.

8.     Никулина, О. П. Декоративные изделия из соломки своими руками / О. П. Никулина. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.

9.     Плетение лозой, соломой, берестой, рогозом / Составитель А. В. Лазарева. — М. : Аделант, 2005.

10.  Прекрасное — своими руками / сост. С. Газарян. — М. : Просвещение, 1987.

11.  Репина, Т. А. Художественные изделия из соломки / Т. А. Репина. — Минск : Беларусь, 2006.

12.  Рондели, Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство / Л. Д. Рондели. — М., 1984. — 142 с.

13.  Сергеев, В. И. Плетение из соломки от деда Василия / В. И. Сергеев. — Ростов н/Д : Феникс, 2000.

14.  Федотов, Г. Я. Сухие травы / Г. Я. Федотов. — М. : АСТ-ПРЕСС, 1997.

15.  Шкут, Н. Н. Белорусские художественные промыслы: изделия из соломки и лозы / Н. Н. Шкут. — Минск, 1985. — 153 с.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Книга «Плетение из соломки. Техника. Приемы. Изделия. - Ozon Пошагово простая окрошка с квасом

Лобачевская о.а. плетение из соломки Плетение из соломки - Самое интересное в блогах - LiveInternet
Лобачевская о.а. плетение из соломки Плетение из соломки. Персональный сайт Ларисы Гуржий
Лобачевская о.а. плетение из соломки Изготовление цветов из соломки способами плетения
Лобачевская о.а. плетение из соломки ЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ для
Лобачевская о.а. плетение из соломки Бесподобная вышивка гладью
Лобачевская о.а. плетение из соломки Брумстик спицами - Самое интересное в блогах - LiveInternet
Лобачевская о.а. плетение из соломки Бутылки в интерьере (34 фото) Дом Мечты
Васнецов : Владимирский собор в Киеве Выкройка приталенного платья с рукавами А Декупаж для начинающих: помощь и ответы на вопросы Заяц с длинными ушами вязаный крючком Как нарисовать Перри Утконоса карандашом поэтапно? Конверты трансформеры для новорожденных купить зимний Купальник сшить - реально? -2 - Осинка